• На главную
  • Структура портала
  • Новости экологии

Главное меню

  • Главная
  • Новости
  • Экология окружающей среды
  • Экология сегодня
  • Аспекты экологической политики

Полезно знать

  • Проблемы Мирового океана
  • Проблема загрязнения
  • Природные ресурсы России
  • Природные воды
  • Почва как экологический фактор

Природа вокруг нас сказочна и богата...

Закон на страже природы

Ранее уже отмечалось, что государство обеспечивает рационализацию

природопользования, включая охрану окружающей природной среды, путем

создания природоохранительного законодательства и контроля за его

соблюдением.

Природоохранительное законодательство — это система законов и других

юридических актов (постановлений, указов, инструкций), которая регулирует

природоохранные отношения в целях сохранения и воспроизводства природных

богатств, рационализации природопользования, сохранения здоровья населения.

Для обеспечения возможности практической реализации принятых законов

очень важно, чтобы они были вовремя подкреплены принятыми на их основе

подзаконными актами, точно определяющими и уточняющими в соответствии с

конкретными условиями отрасли или района, кому, что и как делать, перед кем

и в какой форме отчитываться, каких экологических норм, стандартов и правил

придерживаться и т. д.

Я Так, в законе «Об охране окружающей природной среды» устанавливается

общая схема достижения совпадения интересов общества и отдельных

природопользователей через лимиты, платежи, налоговые льготы, а конкретные

параметры в виде точных значений нормативов, размеров ставок, платежей

конкретизируются в постановлениях Минприроды, отраслевых инструкциях и т.

д.

Объектами природоохранительного законодательства являются как

природная среда в целом, так и ее отдельные естественные системы (например,

озеро Байкал) и элементы (вода, воздух и т. д.), а также международное

право.

В нашей стране впервые в мировой практике требование охраны и

рационального использования природных богатств включено в Конституцию.

Существует около двух сотен юридических документов, касающихся

природопользования. Одним из важнейших является комплексный закон «Об

охране окружающей природной среды», принятый в 1991 г.

Он гласит, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от

неблагоприятного воздействия загрязненной окружающей природной среды, на

участие в экологических объединениях и общественных движениях и получение

своевременной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по

ее защите.

Вместе с тем каждый гражданин обязан принимать участие в охране

окружающей природной среды, повышать уровень своих знаний о природе,

экологическую культуру, соблюдать требования природоохранительного

законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной

среды. Если же они нарушаются, то виновный несет ответственность, которая

подразделяется на уголовную, административную, дисциплинарную и

материальную.

В случаях наиболее тяжелых нарушений, например при поджоге леса,

виновный может быть подвергнут уголовном у наказанию в виде лишения

свободы, наложения крупных денежных штрафов, конфискации имущества.

Однако чаще применяется административная ответственность в виде

наложения штрафов как на отдельных лиц, так и на предприятия в целом. Она

наступает в случаях порчи или уничтожения природных объектов, загрязнения

природной среды, невыполнения мер по восстановлению нарушенной окружающей

среды, браконьерства и т. д.

Должностные лица могут также подвергаться дисциплинарной

ответственности в виде полного или частичного лишения премий, понижения в

должности, выговора или увольнения за невыполнение природоохранных

мероприятий и несоблюдение экологических нормативов.

Кроме того, выплата штрафа не освобождает от материальной гражданско-

правовой ответственности, т. е. необходимости возмещения причиненного

загрязнением или нерациональным использованием природных ресурсов вреда

окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству.

Кроме декларации прав и обязанностей граждан и установления

ответственности за экологические правонарушения, вышеназванный закон

формулирует экологические требования при строительстве и эксплуатации

различных объектов, показывает экономический механизм охраны окружающей

среды, провозглашает принципы международного сотрудничества в этой области

и т. д.

Необходимо отметить, что Природоохранительное законодательство, хотя и

является довольно обширным и разносторонним, на практике действует еще

недостаточно эффективно. Причин этому много, но одной из важнейших является

несоответствие тяжести наказания тяжести преступления, в частности низкие

ставки взимаемых штрафов. Например, для должностного лица он равен от

трехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда

(не путайте с фактической зарплатой, получаемой работником, которая всегда

значительно выше). Однако двадцать минимальных зарплат часто не превышают

Перейти на страницу: 1 2

2025 - Все права защищены - www.naturetooday.ru